Состояние «крестного отца» русской мафии Аслана Усояна по кличке Дед Хасан, раненного во время покушения, остается тяжелым. Оперативники заняты поиском человека, вышедшего из дома, откуда вел огонь снайпер, через четыре минуты после стрельбы — его запечатлела одна из видеокамер. Одновременно милиционеры и сами гангстеры выдвигают первые версии случившегося. Помимо предположения о том, что Дед Хасан стал жертвой конфликта с «законником» Тариелом Ониани, выдвигается и другая : ему могли отомстить за убийство «вора в законе» Вячеслава Иванькова по кличке Япончик.
Снайпер спрятал лицо от видеокамеры
После того, как летом 2009 года в Москве стреляли в «легенду воровского мира» Япончика, Аслан Усоян был в столице не частым гостем. Он даже не приехал на похороны Иванькова, состоявшиеся прошлой осенью. Чаще всего «вор в законе» проводил время в Сочи, Казахстане и Абхазии, где у него была недвижимость и коммерческие интересы. В последней стране он и находился в начале сентября, а на днях прилетел в Москву. В столице мафиози обычно останавливался в квартире, расположенной в доме 12 корпус 7 на Тверской улице, которая принадлежит его сыну – 48-летнему соучредителю ряда фирм Нодари Усояну (сам он проживает в Европе).
Как выяснили сыщики, в четверг около 20:00 к зданию на Тверской подъехал Cadilac Escalade, в котором находились сам Дед Хасан, его охранник Артур Баграмян и водитель. Высадив пассажиров, шофер стал отъезжать, Аслан Усоян и телохранитель сразу направились к подъезду, Баграмян открыл перед шефом входную дверь, а сам прикрывал его сзади. Когда оба мужчины оказались в хорошо освещенном проеме подъезда, снайпер открыл огонь. В Баграмяна он выпустил две пули, которые попали в плечо и грудь. Охранник стал падать, уже почти вошедший в дом Дед Хасан обернулся и сразу же был ранен в живот. «Вор в законе» вбежал в подъезд и упал рядом с батареей. Входная дверь захлопнулась.
Услышавший хлопки водитель, вернулся назад и выхватил пистолет. С помощью истекавшего кровью телохранителя он открыл дверь в подъезд, где и обнаружил раненного Усояна. Вскоре на помощь прибежали охранники, расположенного рядом ночного клуба, у которых тоже было оружие. С их помощью «вора в законе» погрузили в подоспевшую машину «скорой помощи». Аслана Усояна доставили в больницу имени Боткина, где сразу отправили на операционный стол – пуля задела кишечник и застряла в теле. Сейчас Дед Хасан находится в реанимации, его состояние, учитывая возраст и многочисленные заболевания «вора в законе» (в том числе сахарный диабет), медики оценивают как тяжелое. Жизни Артура Баграмяна ничто не угрожает. Изначально, чтобы успеть выставить охрану у палат жертв покушения, оперативники распространили информацию, что «вор в законе» и охранник умерли.
На место ЧП сразу съехалось руководство столичной милиции, включая начальника ГУВД Москвы Владимира Колокольцева. Вскоре оперативникам удалось обнаружить место, откуда вел огонь снайпер – дом, распложенный напротив (примерно в 20 метрах) здания, где останавливался Дед Хасан. Киллер занял позицию на третьем этаже — в большой 4-комнатной квартире, которую хозяева недавно сдали. В помещении сыщики обнаружили белые матерчатые перчатки и автомат АКМ с глушителем. «Над этим автоматом явно работал хороший специалист, в нем заменены многие детали, по своим характеристикам он, скорее, напоминает стоящий на вооружении спецслужб автомат «Вал», — отметил источник «Росбалта» в правоохранительных органах. По его словам, из окна квартиры отлично просматривался подъезд, а учитывая небольшое расстояние до объекта, оптический прицел киллеру был не нужен. «Работал очень хороший профессионал», — сообщил собеседник агентства.
Оперативники сразу же изъяли записи с камер видеонаблюдения, установленных в доме, откуда велся огонь. «Выстрелы прозвучали в 20:02, а в 20:06 в объектив попал человек, который спешно выходит из подъезда, — рассказал источник агентства. — Он явно знал, где находится камера, старался, чтобы его лицо не засняли. Надвинутая на глаза шапка затрудняет возможность рассмотреть лицо неизвестного. Можно сказать, на записи виден только темный силуэт, по которому узнать никого невозможно. Однако не исключено, что это лишь случайный прохожий». По словам сыщиков, у дома, где находился киллер, есть необорудованный камерой черный ход, с которого можно попасть в любую квартиру. «Было бы логичным, если бы киллер именно через него покинул здание», — отметил собеседник агентства. Кстати, там милиционеры обнаружили подозрительных мужчину и девушку, которые что-то высматривали. Их задержали, но позже оказалось, что туда пробрались журналисты одного из СМИ.
По факту случившегося Следственным отделом по ЦАО СУ СКП по Москве возбуждено уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30 п. «а» ч. 2 ст. 105 УК РФ (покушение на убийство двух лиц) и ч. 1 ст. 222 УК РФ (незаконный оборот оружия). «Следствием рассматриваются различные версии совершенного преступления, основной из которых является та, что покушение связано с возможной криминальной деятельностью Усояна», — отметили в СКП РФ.
Криминальная война продолжается
Если говорить подробнее, то у оперативников сейчас есть несколько версий случившегося. Самый очевидной из них является версия, что покушение связано с давним конфликтом криминального клана Аслана Усояна с кланом другого влиятельного «вора в законе» Тариела Ониани (Таро). В свое время группа мафиози, банкиров, бывших и действующих силовиков создала гигантскую бизнес-империю. Она включала в себя не только разветвленную сеть игорных заведений, но и каналы по обналичиванию, «отмыванию» и выводу за рубеж сотен миллионов долларов.
До поры представители криминального мира вполне мирно сосуществовали друг с другом в рамках этого проекта. Но в 2006 году власти Испании арестовали одного из руководителей бизнес-империи – «вора в законе» Захария Калашова (Шакро Молодой). Когда встал вопрос, кто будет временно управлять его активами, Дед Хасан выдвинул кандидатуру своего ближайшего сподвижника - «вора в законе» Лаши Шушанашвили (Лаша Руставский). Однако такое положение вещей не устроило лидера кутаисского криминального клана – «вора в законе» Тариела Ониани. Началась затяжная гангстерская война, разделившая на две противоборствующие половины значительную часть «воровского мира».
Славянские «законники» старились держаться в стороне от конфликта. Однако их негласный лидер Вячеслав Иваньков поддержал Деда Хасана. Связано это было с тем, что двух «воров в законе» связывали давние общие интересы. Когда в 2004 году Япончик прилетел в Москву из США, где отбывал длительный срок, именно Аслан Усоян выделил ему долю от «общака», а также помогал освоиться в новых реалиях. В результате Япончик стал не только одним из кураторов криминальной бизнес-империи, но и часто вместе с Дедом Хасаном выступал в качестве «третейского судьи» в спорах между бизнесменами, в которых часто речь шла о сотнях миллионов рублей.
При поддержке Япончика Аслану Усояну удавалось на равных противостоять Таро. А 28 июля 2009 года, когда Иваньков выходил из ресторана «Тайский слон» в Москве, ему в живот выстрелил снайпер. В ночь на 9 октября «вор в законе» от полученного ранения скончался. Раскрыть данное преступление пока не удалось, сейчас расследование дела приостановлено — в связи с «невозможностью установить лицо, подлежащие привлечению к уголовной ответственности». Однако клан Деда Хасана провел свое расследование и выдвинул такую версию событий: непосредственно организацией покушения на Япончика мог заниматься ближайший сподвижник Таро — «вор в законе» Мераб Джангвеладзе (Мераб Сухумский), а помогал ему в этом Владимир Джанашия (Ладо).
После покушения на Иванькова Джангвеладзе, Джанашия и часть их соратников скрылись в Европе, где за ними была организована настоящая охота. 20 марта 2010 года (после нескольких неудачных покушений) в Марселе был расстрелян «вор в законе» Ладо. 10 мая, уже в Греции, киллеры расправились с «законником» Малхазом Китией (Махоня) — ближайшим сподвижником Джангвеладзе. Еще до всех этих событий в СИЗО «Матросская тишина» пришло письмо, подписанное 36 «криминальными генералами», в котором они фактически выносили смертный приговор Ониани, находившемуся под арестом по обвинению в вымогательстве. В результате остающиеся в живых и на свободе люди из клана Ониани вполне могли нанести удар по своему главному противнику – Аслану Усояну.
Месть за Япончика?
Однако значительная часть оперативников крайне сомневается в такой версии событий. Они считали, что гангстеры, приближенные к Деду Хасану, просто использовали смерть Япончика для сведения личных счетов с неугодными криминальными «авторитетами». А сам Ониани никого отношения ни к убийству Иванькова, ни к покушению на Деда Хасана, не имеет.
Согласно еще одной версии сыщиков, именно Усояну могла быть выгодна смерть Иванькова. Дело в том, что в противостоянии Усояна с Таро до смерти Иванькова сохранялся некий паритет. Оба «вора в законе» обладали примерно равными финансовыми ресурсами и влиянием в криминальном мире. Перевесу какой-либо из сторон могли поспособствовать те «воры в законе», которые не спешили вмешиваться в конфликт. Но они, даже после того, как Ониани арестовали, предпочитали держаться в стороне от противостояния. Когда же речь пошла о покушении на негласного лидера славян Япончика, они уже промолчать не смогли. Ранение Иванькова дало возможность Деду Хасану одержать над оппонентом оглушительную победу и даже добиться смертного «воровского приговора» для Ониани (он, впрочем, пока так и не приведен в исполнение, Таро сейчас отбывает 10-летний срок за вымогательство).
Кроме того, Япончик становился все более независимым от Деда Хасана «игроком», начал ряд собственных бизнес-проектов, а после его смерти полный контроль и над ними (как и над «общаком») перешел к Усояну.
Помимо оперативников, в версию о причастности Ониани к покушению на Япончика не верила и часть славянских «воров в законе». После смерти Иванькова их новым лидером стал «вор в законе» Алексей Петров (Леня Хитрый), который считает Япончика своим учителем. Леня Хитрый, по данным сыщиков, усомнился в причастности к смерти Япончика Ониани и решил сам разобраться в этой истории. Как уже сообщал «Росбалт», «славяне» пообещали родственникам и друзьям Иванькова, что с «заказчиком» преступления они расправятся также – выстрелами в живот. Именно такое ранение киллер и нанес Усояну.
Что касается Тариела Ониани, то, как ранее рассказывал «Росбалту» человек из его окружения, Таро крайне опечалила смерть Иванькова, он заявил знакомым, что никогда бы не пошел на это преступление, поскольку убийство «вора в законе» нарушает законы криминального мира. Сам Ониани близким выдвинул версию, по которой за покушением на Япончика стоит одна из спецслужб.
И действительно, в последнее время в кулуарах силовых ведомств одной из главных тем обсуждения является противостояние двух кланов в спецслужбах. Один из этих кланов якобы и курировал от силовиков бизнес-империю «воров в законе». В силу различных политических раскладов, этот клан сейчас оказался в опале, чем не преминули воспользоваться его оппоненты, которые решили убить сразу «двух зайцев». Так, были устранены двое из основных лидеров бизнес-империи, кроме того, выстрелив обоим «законникам» в животы, злоумышленники не только окончательно запутали следы, но и оказались близки к тому, чтобы перессорить всех гангстеров.
Что касается «воров в законе», то люди из клана Усояна уже начали обсуждать время проведения масштабной сходки, на которой можно будет обсудить сложившуюся ситуацию. Уже точно известно, что пройдет она не в России, а в качестве предполагаемых мест для съезда гангстеров рассматриваются Греция, Польша и Австрия.
Дед Хасан не первый раз под пулями
73-летний Дед Хасан считается одним из лидеров российского криминального мира. Еще с конца 1980-х «вор в законе» Аслан Усоян сумел взять под свой контроль мафиозные группировки южной части России. Все попытки других гангстеров проникнуть на эту территорию заканчивались кровопролитием. В 1996-1997 годах на вотчину Деда Хасана посягнул «вор в законе» Рудольф Оганов по кличке Рудик Бакинский.
Рудик начал выражать недовольство денежной политикой Усояна и обвинил его в «нецелевом» использовании «общака». Деду Хасану припомнили финансовое участие в абхазском конфликте и помощь курдским повстанцам (сам Усоян по национальности курд). В конце 1997 года в Подмосковье состоялась сходка нескольких десятков «воров в законе», во время которой Оганов не только повторил все свои обвинения «коллеге по цеху», но и прибавил несколько новых. В частности, Рудик заявил, что Дед Хасан живет чересчур богато, что не принято в воровском мире, слишком увлекается коммерцией. Усоян отверг все претензии — по его словам, «общаковские» деньги он пускал в бизнес, чтобы вернуть их с процентами, а также тратил определенные суммы на поддержку молодых «воров в законе».
Однако большинство собравшихся составляли люди Рудика, поэтому сходка решила «раскороновать» Деда Хасана. Это решение поддержали такие известные «криминальные генералы», как Николай Зыков (Якутенок) и Степан Фурман (Степа Мурманский). Усоян отказался признать решение сходки и заявил, что уровня присутствующих недостаточно для его «раскоронации».
После «саммита» в Подмосковье обстановка в «воровском» мире накалилась до предела. Противоборствующие «законники» начали искать поддержку среди других «криминальных генералов» и проводить с ними переговоры. Примечательно, что делалась это порой весьма необычными методами. Так, в апреле 1998 года Дед Хасан пригласил в Казахстан для беседы Якутенка. Во время встречи Усоян поставил Зыкову ультиматум — либо он в течение 20 минут называет конкретные причины, по которым он согласился его «раскороновать», либо пусть пеняет на себя.... После пятиминутного раздумья Якутенок схватился за сердце и сделал вид, что потерял сознание. Люди Хасана вытащили Зыкова на улицу, а вскоре он уехал в родную Пермь. Однако прожил «законник» недолго. 19 июня 1998 года трое автоматчиков расстреляли Якутенка и двух его телохранителей в ночном клубе «Болид» в Перми.
Перед этим во время сходки в Сочи неизвестные убили и нескольких людей Усояна. 8 июня Дед Хасан и несколько его приверженцев собрались в баре «Рубин», расположенном в сочинской гостинице «Кавказ». Внезапно туда ворвались двое автоматчиков, которые открыли по находившимся за столиками мафиози шквальный огонь. В результате были убиты «вор в законе» Тристан Чачанадзе (Тристан) и «авторитеты» братья Уноевы. Сам Усоян выжил тогда чудом: за несколько минут до покушения он вышел в туалет.
20 ноября 1998 года у села Власово, неподалеку от Наро-Фоминска, были обстреляны три Mercedes. Киллеры вначале произвели по автомобилям несколько залпов из гранатомета, а потом открыли огонь из автоматов. Двое находившихся в иномарках частных охранников были убиты, еще один получил тяжелые ранения. Поначалу это приняли за покушение на коммерсанта, которому принадлежали автомобили. Однако позже выяснилось, что единственной машиной, скрывшейся с места боя без потерь, был бронированный Mercedes, в котором находился Рудольф Оганов. Он ехал в свой коттедж, расположенный в поселке Власово.
Этот конфликт продолжался еще год, во время которого было убито много «авторитетов» и «воров в законе». А конец гангстерской войне положила смерть Оганова. 11 февраля 1999 года Рудик прилетел в Москву из Минеральных Вод, по пути из аэропорта вместе со столичным «авторитетом» Юрием Федосеевым он заехал в кафе «Мир», расположенное на 51-м км МКАД. Около 18:30 в помещение вошли шестеро вооруженных бандитов, подошли к столику и спросили: «Кто тут Рудик?». Со словами «Ну, я» Оганов встал, тут же по нему был открыт шквальный огонь из автоматов. В Рудика попало более 40 пуль, он скончался, а Федосеев получил два тяжелых ранения в живот, но выжил.
После этой криминальной войны у Деда Хасана осталось немало врагов, в том числе и получивших тяжелые ранения, однако оперативники сомневаются, что причины покушения стоит искать в истории более чем 10-летней давности.